§ 3. Правильно заключаем договор строительного подряда

  1. Специфика договора строительного подряда.

    Договор необходимо заключать при проведении ремонта помещения, строительства здания или выполнении пуско-наладочных или монтажных работ. Это указано в статье 740 Гражданского кодекса РФ.

    • Исключить или предусмотреть возникновение конфликтных ситуаций – вот основная задача, которую выполняет договор строительного подряда. Любые споры между подрядчиком и клиентом при выполнении работ в строительной сфере могут привести к убыткам для обеих сторон, не только материальным, но и моральным. Яркими примерами таких случаев являются искривлённый дымоход или сырое яйцо за деревянной обшивкой после завершения ремонта. Не нашедший общего языка со строителями домовладелец обнаруживает эти «нюансы» уже после их ухода.
    • Заключение договора строительного подряда осуществляется в письменной форме. Так же, как вид выполняемых работ или строящийся объект, каждый договор уникален.

      В нём необходимо отразить:

       

      • предмет договора и наименование сторон;
      • сроки начала и окончания работ;
      • стоимость и очередность их выполнения, порядок расчетов между сторонами;
      • обязанности подрядчика и заказчика;
      • в каком порядке заказчик контролирует качество выполняемых подрядчиком работ;
      • правоотношения с субподрядчиками;
      • гарантии качества выполненных работ, особенности их сдачи и приемки;
      • порядок разрешения споров;
      • порядок и основания для приостановки работ или расторжения договора.
  2.  

    ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

    на осуществление ремонта квартиры по адресу:  ______________________________________________________

    ООО «Строительная компания «Строительство и ремонт» в лице генерального директора Андрея Алексеевича Антонова (в дальнейшем именуемый «Подрядчик»), с одной стороны, и Иван Сергеевич Петров (в дальнейшем именуемый «Заказчик»), с другой стороны, заключили договор о нижеследующем.

    1. Подрядчик обязуется сделать ремонт помещения в квартире Заказчика согласно дизайн-проекту и смете, прилагаемым к договору. Работы выполняются с соблюдением требований CНиПов и производятся силами Заказчика с использованием собственных инструментов и механизмов.

    2. Заказчик авансирует Подрядчика или предоставляет материалы. Ответственным за неправильное использование указанных материалов является Подрядчик. По окончании работ он обязан составить отчет о расходах материалов, предоставить его Заказчику и вернуть остаток.

    3. Подрядчик обязан вовремя предупреждать Заказчика:
    1) о недоброкачественности или непригодности полученного от Заказчика материала для выполнения определенных работ;
    2) о том, что соблюдение пожеланий Заказчика угрожает прочности, качеству выполняемой работы или годности объекта;
    3) о наличии других обстоятельств, не зависящих от Подрядчика и грозящих прочности или качеству объекта.

    4. Подрядчик обязуется начать работы по ремонту квартиры "___"_____________ 20__г. и закончить их "___"____________ 20__г.

    В случае необходимости изменения сроков начала или окончания работ каждая из сторон обязуется предупредить об этом другую сторону не позднее, чем за 48 часов до изменения. Об этом делается соответствующая запись в экземплярах договора Заказчика и Подрядчика.

    5. При нарушении Подрядчиком сроков начала или окончания работ за каждый день просрочки он выплачивает Заказчику пеню в размере 0,1 % от общей стоимости ремонта, но не больше 10 %. При нарушении этих сроков по вине Заказчика на него возлагается такая же ответственность. В случае задержки оплаты за материалы и сделанную работу, Заказчик обязан выплатить Подрядчику пеню в указанном размере.

    6. Заказчик имеет право по уважительным причинам отказаться от договора в любое время до окончания работы. При этом он уплачивает Подрядчику стоимость выполненной части работы и возмещает ему убытки, причиняемые расторжением договора, с учетом того, что Подрядчик сберег в результате расторжения договора.

    7. Подрядчик несет ответственность за порчу или повреждение электропроводки, электроприборов, мебели, санитарно-технического оборудования, полов, стекол и другого имущества, которое находится в ремонтируемых помещениях.

    8. При подписании настоящего договора Заказчик обязуется уплатить Подрядчику аванс в размере не менее____ % от общей стоимости работ.

    9. Заказчик обязуется принять результаты проведенных, согласно договору, работ в день их завершения. При возникновении претензий по качеству выполненных работ Заказчик должен предъявить их Подрядчику в течение одного месяца с момента приемки работ. Если претензии основательны, Подрядчик должен устранить недоделки за свой счет в течение недели. При возникновении разногласий между сторонами по качеству сделанного ремонта Заказчик может потребовать назначения экспертизы. Организация процедуры возлагается на него, а стоимость исследования оплачивает та сторона, против которой в результате вынесено решение.

    10. Если Подрядчиком допущены отступления от условий договора, повлекшие за собой ухудшение качества работы или иные недостатки, помимо заявления претензий Подрядчику, Заказчик может обратиться в суд в течение 6 месяцев. Если недостатки нельзя было обнаружить обычным способом приемки работы – то в течение 1 года со дня окончания работ.

     

  3. Составление договора подряда

    Рассмотрим особенности составления договора на примерах и воспользуемся для этого типовым договором подряда на осуществление ремонта квартиры.

  4.  

    • Пункт 1. Обратим внимание на предмет договора. В документе должно быть четко прописано, что именно вы хотите сделать: капитальный или косметический ремонт, строительство загородного дома вместе с отделкой и монтажом коммуникаций или простое возведение стен.
    • Пункт 2. Помимо предмета договора, в нем должен быть закреплен еще один важный вопрос – порядок предоставления материалов, которые потребуются для строительства или проведения ремонта. Как правило, эти материалы закупаются подрядчиком по предварительной договоренности с заказчиком. Если вы захотите приобрести их самостоятельно, это нужно будет указать в договоре. Законодательству такой подход не противоречит. Самостоятельная покупка материалов актуальна в тех случаях, когда подрядная организация делает для вас ремонт, особенно с привлечением декоратора или дизайнера. При этом в договоре закрепляются ваши требования к используемым материалам и оформлению квартиры, и подрядчики ориентируются на них.
    • Пункт 3. За качество стройматериалов отвечает та сторона, которая обеспечивает строительные работы. Если заказчик купил материалы или оборудование, которые невозможно использовать (или их применение отрицательно скажется на качестве выполняемых работ), подрядчик имеет право потребовать замены этого оборудования или материалов в разумные сроки.

    Если это требование не выполняется, подрядчик может отказаться от выполнения работ и расторгнуть договор. При этом он вправе потребовать от заказчика оплаты не только выполненных работ, но и возмещения убытков из-за вынужденного простоя строительной бригады. Очень удобно, если в договоре подряда предусмотрены пункты, согласно которым подрядчик обязан сообщать заказчику о ходе выполняемых работ. Тогда он может вовремя корректировать действия подрядчика или осуществлять замену материалов, в качестве которых сомневаются строители.

    • Пункты 4-5. Подрядчик обязан провести указанные в договоре работы в определенный срок, который оговаривается заранее и указывается в документе. Не исключено, что ремонт или строительство может затянуться из-за форс-мажора, и сроки придется изменять. Этот случай тоже нужно учитывать в тексте договора. По желанию заказчика, там же можно отметить промежуточные сроки выполнения конкретных видов работ или возведения определенных частей сооружения. Кроме того, часто в договоре указываются штрафные санкции на случай нарушения подрядчиком указанных сроков. День начала работ может быть связан с датой предоставления стройплощадки, выплаты аванса или днем передачи необходимых материалов заказчиком строительной бригаде.

    Как стало видно из практики, пункты о сдаче и приемке работ являются одной из самых важных частей договора. По окончании работ обе стороны подписывают соответствующий акт, и после этого право собственности на результаты ремонта или построенный объект переходит к заказчику. С этого же момента начинаются срок исковой давности (на случай, если качество выполненных работ не устроит заказчика) и гарантийный срок (который может длиться до 5 лет).

    • Пункт 6. По инициативе заказчика договор может быть расторгнут до окончания выполнения работ. Этот момент очень важен, и условия такого расторжения обязательно должны быть указаны в договоре. Как правило, при досрочном расторжении договора подрядчик получает оплату за выполненные работы и неустойку. Поэтому, если во время ремонта или строительства у вас могут возникнуть финансовые затруднения, предусмотрите в договоре возможность приостановки работ.
    • Пункт 7.Согласно общему правилу, за риск повреждения объекта до момента его приемки заказчиком или своей случайной гибели ответственность несет подрядчик. Но в некоторых случаях повреждения могут быть вызваны качеством оборудования или материалов, предоставленных заказчиком. В этом случае заказчик возмещает подрядчику стоимость выполненных работ, но только при одном условии. Последний обязан предупредить заказчика о том, что использование этого оборудования или материалов может привести к ухудшению качества работ или полному разрушению объекта.
    • Пункт 8. Указанная в договоре цена бывает твердой или приблизительной (открытой). Если в документе не указан тип цены, она считается твердой, указывается вместе со сроком выполнения работ и не изменяется в течение всего времени строительства. Доходом подрядчика является разница между указанной ценой и фактической стоимостью строительно-ремонтных работ. Поэтому уменьшение стоимости материалов входит в интересы подрядчика. С другой стороны, качество работ должно удовлетворять условиям договора. Таким образом, подрядчик ищет оптимальный баланс между стоимостью материалов и качеством выполнения работ. Если фактическая стоимость строительства оказалась выше твердой цены, указанной в договоре, подрядчик обязан погасить разницу за свой счет.

    Твердая цена может устанавливаться на основе сметы аналогичного объекта, построенного или отремонтированного ранее. В этом случае при определении твердой цены учитывается текущий уровень цен, а подрядчик в ходе выполнения работ пользуется коэффициентами пересчета сметной стоимости строительства. Значения коэффициентов устанавливаются региональными центрами по ценообразованию в сфере строительства.

    В дополнение к договору можно составить график выполнения и оплаты работ. Он считается приложением к договору и дает заказчику дополнительные возможности, позволяющие отслеживать качество работы на каждом этапе. При выполнении больших объемов работ подрядчик имеет право настоять на внесении предоплаты. Более подробно ценообразование при выполнении подряда мы рассмотрим в пунктах, описывающих составление сметно-проектной документации.

    • Пункт 9. Когда работы полностью завершены, осуществляется их приемка (обычно за счет заказчика). Поэтому в договор обязательно должен включаться порядок проведения предварительных испытаний качества инженерных конструкций и их частей. Этот пункт особенно важен, если проведение испытаний требует присутствия представителей контролирующих организаций. Например, если, согласно проекту, в квартире монтируются электрические «теплые полы», по окончании работ систему необходимо проверить на соответствие нормам пожарной безопасности.

    Сдача работ оформляется актом, который подписывают обе стороны. Однако, одна из сторон может отказаться от подписания акта приемки-сдачи (если подрядчика не устраивает сумма оплаты, или заказчик недоволен качеством выполненных работ). Об этом делается пометка в документе и заверяется подписью другой стороны. Разногласия в процессе приема выполненных работ могут стать основанием для оспаривания договора в судебном порядке. Если мотивы отказа суд сочтет обоснованными, акт приемки-сдачи будет признан недействительным.

    В законе нет конкретных указаний на то, что должен делать подрядчик, если результаты работы не приняты заказчиком в срок. Поэтому в договоре стоит отметить предельный срок приемки. Если в указанное время заказчик не осуществил приемку работ, независимо от вызвавших эту ситуацию причин, риск случайной гибели объекта с этого момента переходит к заказчику.

    • Пункт 10.  Согласно Гражданскому кодексу РФ, гарантийный срок на выполнение строительно-ремонтных работ может составлять 5 лет. При составлении договора подряда обращайте на это внимание. Если подрядчик предлагает меньший срок гарантии, это является ущемлением ваших прав и нарушением нормы ст. 756 ГК РФ. Этот договор не стоит путать с общим договором подряда, максимальный гарантийный срок для которого указан в п.2 ст.724 Гражданского кодекса РФ и равен 2 годам. В течение гарантийного срока подрядчик отвечает за недостатки, обнаруженные заказчиком. Но причиной возникновения некоторых из них могут быть неправильная эксплуатация, нормальный износ ремонта или объекта строительства, а также несоблюдение инструкций по эксплуатации, которые разрабатывались самим заказчиком или третьими лицами, привлеченными со стороны. Об этом нужно помнить при возникновении спорных вопросов по качеству выполненных работ.

    Ремонт или строительство можно обезопасить, застраховав его, согласно Гражданскому кодексу РФ. Страхование действует в течение всего времени проведения работ, распространяется на результаты работы подрядчика и прекращается вместе с действием договора подряда. Обычно страхуются имущество (в том числе разнообразные материалы), которое в процессе строительства или ремонта подвергается риску повреждения или случайной гибели.

    Под текстом договора размещаются реквизиты участвующих сторон и их подписи. При составлении этой части договора стоит обратить внимание на наименование организации-подрядчика, которая будет выполнять строительно-ремонтные работы. Если подрядчик – юридическое лицо, в документе должен быть указан его юридический адрес, если физическое – паспортные данные и адрес, по которому проживает работник. Кроме того, в договоре должны быть указаны номер свидетельства о государственной регистрации и лицензии подрядчика, номера банковских счетов (в случае организации-подрядчика) и индивидуальный номер налогоплательщика (как для физических, так и для юридических лиц). Обратите внимание на срок действия лицензии подрядчика: он не должен заканчиваться в период проведения работ. Информация об обеих сторонах, представленная в этой части договора, должна быть максимально точной и полной. Эти сведения используются при возникновении споров между подрядчиком и заказчиком. Например, при обращении в суд документы рассылаются по адресам, указанным в договоре. Кроме того, для обеспечения по иску средства на расчетном счете одной из сторон могут подвергаться аресту. Само собой разумеется, что номер расчетного счета должен быть указан верно.

     

  5. Резюме: при оформлении договора строительного подряда и разработке сметно-проектной документации к нему будьте внимательны. Качество работ будет напрямую зависеть от того, насколько детально будут указаны все ваши требования и пожелания. При проведении особо сложных ремонтных или строительных работ не стоит экономить. В этих случаях на договорной основе лучше пригласить инженера или обратиться за помощью в специализированную организацию. Они разработают проект и подготовят всю необходимую документацию.

Порекомендуйте своим знакомым, им может пригодиться!