§ 9. Контроль поставщиков материалов и субподрядчиков

Субподрядчиками называются организации, которые выполняют отдельные виды работ из большого количества общего технологического цикла. Во время ремонта квартир такими работами, как правило, являются: изготовление и установка оконных блоков, металлической входной двери; некоторые из видов специальной отделки поверхностей, мраморные и гранитные работы; изготовление и монтаж разнообразных столярных изделий, эксклюзивных элементов интерьера, металлоконструкций; устройство кондиционирования, вентиляции, охранно-пожарной сигнализации и пр. Большое количество субподрядчиков приводит к сложностям в управлении процессом ремонта и проблемам с тем, как правильно просчитать сроки и стоимость ремонта. Если Вы не профессионал в строительном деле, мы уверены, что наши рекомендации помогут вам решить возникшие задачи.

  1. Для начала нужно собрать всю информацию по срокам и условиям выполнения всего объема субподрядных работ, а также по фирмам, осуществляющим такие работы. В Москве с этим проблем нет: наглядная реклама в прессе, много строительных выставок (Нахимовский проспект, 24; Фрунзенская набережная, 30 и мн. др.) дадут исчерпывающую информацию на любые вопросы. Вот, к примеру, в таблице приведены средние сроки осуществления некоторых видов работ по столице на начало 2003 г.
    Усредненные сроки выполнения определенных видов работ по г. Москва (время отсчитывается, начиная от звонка в фирму, а также включает возможное ожидание своей очереди)
  2.  

    Работы

    Срок исполнения, дней

    Изготовление и монтаж входных дверей

    10-20

    Замена окон (для квартиры площадью около 100 м2 )

    15-30

    Монтаж и обустройство системы кондиционирования и вентиляции (при наличии данного оборудования на складе)

    10-20

    Монтаж и обустройство охранно-пожарной сигнализации (+ датчики движения и разбивания стекла, автодозвон по тревоге и видеодомофон)

    10-15

    Венецианская штукатурка, а также некоторые другие виды финишной отделки по заранее подготовленным стенам

    3 м2/день на 1 мастера

    Мебель и столярные изделия под заказ

    30-60

    Заказные изделия из латуни или полированной «нержавейки» (элементы интерьера, ограждения лестниц и др.)

    30-60

    Мраморные и гранитные работы (облицовка, подоконники, столешницы и др.)

    10-30

    Лепнина по готовым формам

    15-30

    Монтаж паркетных полов, простой рисунок («елочка», «палуба»), циклевка и лакировка

    4 м2/день на 1 мастера

    Изготовление изделий из закаленного стекла

    21-42

    Изготовление стеклянных полок, зеркал и других изделий из обычного стекла (с возможной полировкой кромок)

    7-15

    Порядок, обеспечивающий бесперебойную и согласованную работу участников ремонта, обычно разделяют на группы:

    • Не зависящие от вида работ, одинаковые для всех смежников и носящие организационный характер.
    • Зависящие от общего технологического процесса, они специфичны для всех участвующих смежников.

    Организацию этих мероприятий ряд Заказчиков берет на себя, некоторые из них нанимают управляющих. Стоимость работы квалифицированного строительного менеджера сегодня начинается от 600 $ США в месяц. Однако в этом случае можно вполне реально сэкономить, передав часть обязанностей управляющего курирующей строительной фирме, назвав ее в договоре «Генподрядчиком». Некоторые обязанности генподрядчика эта строительная фирма выполнит безвозмездно, из уважения к Заказчику, а другие — за символическую плату. Основным условием в этом вопросе являются правильные и подробные формулировки в договоре, понятные строителям. С оставшимися проблемами справиться будет проще. Дальше по тексту мы акцентируем ваше внимание на вопросах, решение которых можно передать генподрядчику.

  3. Во время организации совместных работ со всеми субподрядчиками нужно учитывать следующее:
    • Нужно ли смежникам перед началом функционирования других субподрядчиков сдавать друг другу работы с обязательным визированием Акта сдачи-приемки. Лишь после письменной приемки последующим участником этапа технологического процесса всех работ предыдущего участника хозяин объекта или же Заказчик может оплатить последнему всю его работу. Во всех других случаях заставить исправить выявленные недостатки будет весьма проблематично. Кроме того, для исправления нужны время и средства. Именно поэтому в договорах (со строителями) нужно предусмотреть систему штрафов не только за нарушения сроков окончания работ, но и за несоблюдение сроков всех ключевых этапов. Осуществление этого пункта договора не нужно поручать строительной организации, так как она является заинтересованной стороной. Данная задача ложится на плечи либо управляющего, либо самого Заказчика.
    • На протяжении всего ремонта в обязательном порядке должны быть гарантированы: сохранность имущества участников технологического процесса и Заказчика; требуемая дисциплина на объекте; выполнение требований соблюдения правил техники безопасности и противопожарных мероприятий. Эти требования также можно «повесить» на постоянных строителей, указав для их сговорчивости на то, что «при случаях нарушений вышеперечисленного и неспособности самостоятельно навести порядок, генеральный подрядчик обязан без задержек доложить об этом Заказчику». В противном случае возможно применение штрафных санкций
    • Необходимо организовать приемку выполненных субподрядчиками работ, с передачей Заказчику списка замечаний и перечня имущества третьих лиц, которое было приведено в негодность за время работ, со стоимостью восстановления (если такие случаи имеются). Например, во время монтажа сплит-систем, подоконников, охранных устройств часто страдают полы и стены (появляются сколы, вмятины, царапины и др.). Нередко бывает, что полностью восстановить дорогостоящие отделочные покрытия невозможно. В связи с этим необходимо знать виновника для того, чтобы можно было из его будущей зарплаты изъять деньги на исправление нарушения и возмещение морального ущерба. Наибольшего эффекта получится достигнуть, если организацию приемки будет осуществлять генподрядчик. Он должен предоставить письменное подтверждение наличия по окончании работ очередного субподрядчика каких-либо дефектов, или заверить в обратном. Если же он «прозевал» дефекты, то сам и должен их устранить до окончательной сдачи объекта. Заказчик в этом случае производит окончательный расчет со следующим смежником лишь после того, как работа последнего будет принята генподрядчиком.
    • Если по каким-либо причинам происходит задержка сдачи следующего этапа работ, смежник имеет право заявить, что не должен простаивать по чужой вине, что уже взял другой объект в работу, который закончит через месяц. Такие моменты характерны при проведении «штучных» работ, которые связаны с привлечением высококвалифицированных специалистов.
    • Многие работы нельзя осуществлять параллельно: так, влажные работы (плиточные, малярные, штукатурные) несовместимы с укладкой паркета; но, в свою очередь, и паркет по окончании приклеивания клепок должен сохнуть не менее недели, до этого времени его нельзя шлифовать и желательно не подвергать его механическому воздействию. По окончании завершающего покрытия лаком аккуратно пройти по полу можно только через сутки, но собирать на нем мебель, переносить вещи, и др., лучше спустя неделю. Это время, которое необходимо для полной полимеризации лака (его можно уточнить по этикеткам на банках). Важно учесть, что если на одном из этапов всё-таки произошла задержка, не нужно сокращать график. Вместо этого найдите виновного в данной просрочке и показательно его накажите.

    • В случае, если объект под охраной, смежникам нужно организовать в него доступ (оформление пропусков, внесение в списки и др.). Помимо того, субподрядчикам должны быть обеспечены места для переодевания и хранения инструментов. Реализацией данного пункта может вполне заняться генподрядчик.
    • Часто после каждого смежника остается мусор. После некоторых видов работ его совсем чуть-чуть, поэтому не стоит заказывать целый контейнер. Но есть и другие участники ремонта, которые не горят желанием выполнять вынос этого «чуть-чуть» в мусорный контейнер, и требуют за данную услугу дополнительной оплаты уборки. Контроль за процессом уборки удобно возложить на генподрядчика, так как он не заинтересован в том, чтобы чужой мусор был на его стройплощадке. Разумеется, этот вопрос лучше решать до сроков окончательной оплаты плановых субподрядных работ, при этом на момент оплаты труда у генподрядчика не должно быть замечаний к ее получателю.
    • После приемки и оплаты субподрядчику работ на объекте заканчивается его часть работ в проекте. Для Заказчика же это лишь один из этапов пути к новоселью, на пути к которому нужно выполнить все части по запланированному перечню работ. Это задача не из легких, ведь каждый последующий смежник может подпортить работу предыдущего. Чаще всего, это делается не специально, а по роковому стечению обстоятельств. Например: у маляра, поправляющего потолок, может упасть на паркет шпатель; у плотника, который устанавливает дверь, - отвертка или молоток. А паркетчики в нескольких местах испачкают клеем чистовые стены, при циклевке отобьют углы или сошлифуют эмаль с плитки на стыке с паркетом. Кондиционерщики же и вообще часто не знают, что такого страшного в том, что есть царапины или вмятины на деревянном подоконнике, случайно сделанные ими, при монтаже оборудования. Рабочие – сантехники везде оставляют следы краски (для подмотки льняной пакли); после электриков остаются отпечатки ладоней и пальцев рядом со светильниками. Сборщики мебели вообще могут натворить «дел» , что после них придется снова приглашать маляра и паркетчиков.

    Минимизации потерь поможет достигнуть, во-первых, обеспечение строгого непредвзятого отношения к участникам процесса ремонта или строительства с заранее оговоренным неизбежным наказанием за принесение порчи имущества; и, во-вторых, покрытие элементов интерьера и чистовых поверхностей бумагой, пенофолом, оргалитом, полиэтиленом и др. Вопрос в том, кто этим будет заниматься. В строительной практике существует негласное правило - покрывает тот, кому это нужно, тот, кто опасается испортить чистовую отделку во время своей работы. Больше всего на объекте это нужно, конечно же, генподрядчику. Поэтому не забудьте внести данное обстоятельство в договор при его заключении.

  4. Поставщики и сопутствующие им проблемы:

    Организация, торгующая товарами со складов в своем городе, является не поставщиком, а продавцом. Подлинный постащик – та компания, товар которой выбирают по каталогу, а завоз его стабильно осуществляется от лучших изготовителей строительных материалов из-за границы. Попробуйте с этой компанией договориться о конкретной дате поставки или же о поэтапной оплате. Вряд ли у вас что-то выйдет, так как «сложная работа, много неопределенностей, не зависящих от нас: таможня и другие заморочки, дальняя дорога...» и прочее. Это значит, что срок поставки составит 2-3 месяца, а предоплата - 100%. Как тут выдерживать график строительных работ, когда, к примеру, двери и ванна могут прибыть через два месяца, или же - через три! И, в конце концов, нужно будет или платить за содержание товаров на складе (когда они пришли раньше запланированного срока), или же остановить строительство и дожидаться обещанного (в случае, если поставка задержалась). Подобная ситуация вполне реальна, и при этом поставщики бессильны с ней бороться. Остается лишь приспосабливаться ко всем «неопределенностям». Бывает, что через 2-3 месяца товар приходит не укомплектованный или же и вовсе не тот – с этим мириться нельзя. Вот некоторые рекомендации, которые, по мнению специалистов, способны помочь правильно оформить покупку из каталога:

    • Выбирая и заказывая сантехнику, получите информацию о том, входят ли в данный комплект все необходимые системы подключения к сетям канализации и водоснабжения (гибкая подводка, сифон с муфтами и трубками и др.). Если нет, нужно быть готовыми к дополнительным расходам. За ваши деньги наши специалисты сами подберут все необходимое. Достаточно включить в договор со строителями пункт о том, что все «комплектующие, необходимые для подключения сантехнических приборов к имеющимся коммуникациям, обязаны входить в стоимость монтажа и приобретаться подрядчиком». То же относится и к кухонной технике и мойке.
    • Осуществляя заказ низковольтных галогеновых светильников, нужно узнать, входят ли в их комплект трансформаторы.
    • Потребуйте у поставщика схемы подключения всей сантехники. Ведь фирмы-производители, обеспечивают ими своих дилеров. Согласно этим схемам, можно в полной мере осуществить разводку труб канализации и водоснабжения до прихода самого оборудования.
    • Узнайте, можно ли приобрести замуровываемые в полы или стены части сантехнических приборов в близлежащих торговых сетях, так как они будут нужны на начальном этапе ремонта. Так, например, кронштейны для инсталляционных систем унитазов, сливы душа, ответные части смесителей реализуются отдельно на рынках и в магазинах. Их можно купить заранее, не включая в комплект поставки.
    • Не оставляйте без внимания вопрос геометрии дверей: строители обязаны предварительно сделать проемы в полном соответствии с заказанными блоками.
    • Общепринятое в России понятие «левая» дверь, порой соответствует «правой» на многих фабриках Европы. В этой связи, лучше описать в заказе порядок и нарисовать схему открывания.
    • Делайте заказ инструкций по монтажу дверей на понятном - русском языке. В противном случае строители могут осуществить монтаж блока сквозь коробку анкерными винтами, затем прикрыть их головки красивыми пластмассовыми пистонами и утверждать, что именно так и было задумано.
  5.  

Далее рассмотрим вопросы вашего обслуживания  квартиры или дома.

 

Москва +7 (499) 377-21-84
с 10-00 до 20-00 пн-сб