§ 7. Свет в интерьере магазина

6

Витрина – эффектный способ быстро и ёмко «рассказать» о магазине. Достаточно только взглянуть на неё, и становится ясно, стоит ли заходить внутрь.

Привлечь посетителей и увеличить объём продаж может грамотное использование освещения. Например, ярко освещённая витрина выделяется на фоне остальных и является удачным маркетинговым ходом.

Не менее важную роль в привлечении клиентов играет освещение торгового зала. С помощью света можно создать комфортную обстановку или, наоборот, разрушить всю концепцию интерьера.

  1. Правила освещения торгового зала
  2.  

    В идеале дизайн-проект освещения магазина разрабатывается как общая концепция освещённости торгового зала, витрин магазина, примерочных и подсобных помещений. Основным принципом при этом является гармоничное сочетание общего и акцентирующего освещения с дополнением декоративных световых элементов или целых осветительных конструкций. Такой комплексный подход позволяет подчеркнуть достоинства магазина и представить ассортимент в максимально выгодном свете.

    Особенно эффектным способом является акцентирующее освещение – луч света от поворотных светильников или мощных прожекторов, направленный в места расположения товаров. Оно создаёт высокий уровень освещённости в выбранных местах и привлекает взгляды покупателей. В идеале в торговом зале должна создаваться своеобразная праздничная атмосфера, которая вызовет у посетителей желание приобрести как можно больше товаров.

  3. Главные принципы торгового освещения (для витрин и торговых залов магазинов):
  4.  

    - создание акцентирующего и общего освещения;

    - соблюдение норм освещенности разных зон в торговом зале;

    - создание с помощью осветительных приборов необходимой атмосферы для приобретения товара посетителями магазина.

  5. Освещение торговых залов подразделяется на следующие категории:
  6.  

    Общее, которое обеспечивает видимость и задаёт стиль всей площади магазина.

    Акцентирующее, которое выделяет конкретные товары из общей массы и привлекает внимание покупателей к их особенностям.

    Для яркой подсветки товара используются прожекторы направленного света. Они имеют регулируемый угол наклона и могут быть круглой или прямоугольной формы.

    Помимо акцентирующего и общего освещения магазинов, в некоторых источниках упоминается «периметральное» , хотя по смыслу это всего лишь часть акцентирующего. «Периметральные» источники света располагаются по периметру торгового зала и, по аналогии с акцентирующим освещением, создают акцент на товарах, расположенных непосредственно около стен. Акцентировано освещаться могут витрина магазина, островное оборудование и расчетно-кассовая зона.

    К вспомогательному может относиться аварийное освещение в магазине (аккумуляторные светильники, таблички с надписью «выход»).

    Декоративное - самое интересное и перспективное направление в торговом освещении. В конкурентной борьбе торговые бренды вынуждены использовать самые разные способы привлечения внимания и повышения доверия со стороны потенциальных покупателей. Сами по себе свитер, кофта, блузка или пальто не настолько интересны покупателю, как имидж торговой марки. И сформировать правильный образ товара в глазах покупателя помогают дополнительные средства, такие как декоративное освещение магазина.

    Его элементами считаются разные потолочные световые конструкции, люстры, подсветка за карнизами, световые короба, светодиодные инсталляции и декоративные светильники. Здесь могут использоваться любые типы светильников под различные виды ламп: металлогалогенные, галогенные, светодиодные и люминесцентные варианты, под лампы накаливания и «дюралайт» (гибкая трубка с вмонтированными светодиодами, похожая на обычный поливочный шланг). Встраиваемые, подвесные, накладные, потолочные светильники и прожектора – всё это может применяться в декоративном освещении. Главный критерий выбора осветительного прибора – его декоративность. Он должен смотреться уместно в конкретном магазине или вписываться в концепцию рекламы конкретной торговой марки. Не менее важна оригинальность выбранного варианта: светильник не должен походить на то, что покупатель может увидеть в конкурирующих магазинах. Сегодня уже недостаточно просто освещать зал: нужно вызывать эмоции. Покупатель должен быть очарован, удивлён и, конечно же, убеждён в правильности своего выбора.

    Если освещение слишком яркое и бьёт в глаза или, наоборот, очень тусклое и плохо передаёт цвета, вероятность покупки в таком магазине снижается. Но если оно соответствует основным правилам светового дизайна, товарооборот магазина заметно увеличивается. Таким образом, современное освещение магазинов складывается из применения правил светового дизайна и профессионального осветительного оборудования.

    Мы живём в эпоху доверительного маркетинга, и одного акцентированного освещения уже не хватает для привлечения внимания покупателей. Основная задача, которую сегодня выполняет освещение магазинов – стремление выделиться среди конкурентов, поразить, удивить и запомниться. И тогда покупатель будет возвращаться в ваш магазин снова и снова.

    7

  7. Эффективные концепции для торгового освещения
  8.  

    Грамотная организация торгового освещения является одним из значимых факторов, влияющих на товарооборот современного магазина. И неважно, что это за магазин: модный бутик, гипермаркет или автосалон, - во всех случаях действуют одни и те же правила и используется похожее осветительное оборудование.

    Разница в подходе к проектам торгового освещения определяется в основном его целями и размером выделяемого на них бюджета.

    • Использование специальных оптических приемов позволяет создавать видовые точки и делать визуальные акценты. Это может быть подсветка зон размещения товара, рассчётно-кассового узла и освещение «фокус-стены». Подобные принципы использования световых акцентов не зависят от продаваемого товара и планировки помещения и применяются ко всем типам магазинов.
    • С помощью освещения можно создать маршрут в торговом зале. Сюда относятся фокусировка на стене в конце помещения, яркие световые пятна и акценты в необходимых местах. О правильности организации торгового освещения можно судить по движению покупателей в любом гипермаркете или большом магазине одежды. Достаточно понаблюдать за ними, и сразу становится понятно, насколько эффективно организован маршрут движения людей.
    • Спектр освещения в магазине должен точно соответствовать дневному свету. В противном случае, покупателю гораздо сложнее определиться с выбором товара. Например, чтобы узнать настоящий цвет выбранной вещи, приходится подносить её к окну. Поэтому цветовая температура и интенсивность света в магазине должны соответствовать тем же показателям дневного света. Если это правило не соблюдается, можно считать, что вы обманываете покупателей.
    • Использование особенностей цветных фильтров. Проходя через фильтр, подобранный под цвет товара, луч света придаёт ему более густую окраску. Визуально его оттенок может слегка измениться, но станет более насыщенным и «вкусным». Такой «визуальный фокус», безусловно, заинтересует покупателя.

    20

  9. Несколько практических вариантов применения цветных фильтров:
  10.  
    • Если вы хотите усилить интенсивность цвета объекта внутри витрины, используйте более светлый оттенок светового фильтра.

    Например, для освещения красного платья на манекене подойдёт фильтр розового цвета, а выделить тёмно-синий объект поможет светло-голубой фильтр.

    • На одном участке старайтесь создавать цвета из нескольких составляющих, образующих «градуированный» ряд. При таком подходе освещаемая область будет монохроматической (одноцветной), но цвет получится сложным. Цвета лучей, из которых составляется освещение, должны хорошо сочетаться друг с другом, иначе вы получите дисгармонию.

    Например, создать эффектное освещение манекена помогает использование прожекторов градуированных цветов: тёмно-синего, светло-голубого и белого.

    • Для освещения лицевой стороны манекена и его верхней части лучше всего подходят тёплые цвета. Если при освещении всего корпуса манекена его наряд может показаться неприличным, не направляйте свет на его бёдра.
    • Чтобы экспозиция выглядела естественно, выделяйте функциональные элементы наряда на манекене.
    • Добавить витрине магазина «жизненности» помогут тени, созданные с помощью направленного света.
    • Избыток света визуально уменьшает размеры витрины. Кроме того, в этом случае пропадает возможность создавать все живописные эффекты, о которых мы рассказывали выше.
    • При слишком ярком освещении на витрине становятся заметны недостатки как одежды на манекене, так и остальных видов товаров. Как в театре, должна создаваться атмосфера некой таинственности и иллюзорности.
  11. Главные функции торгового освещения
  12.  
    • Первая - создание комфортной атмосферы и необходимого уровня освещения магазина. В торговом зале человек начинает чувствовать себя комфортно при освещённости 500 - 700 люкс; это и есть необходимый минимум. Чем светлее помещение, тем лучше эмоциональный настрой у потенциального покупателя. С другой стороны, освещение не должно быть слишком ярким. Бьющий в глаза слепящий свет вызывает негативные эмоции, поэтому желательно не превышать порог в 1000 люкс.
    • Вторая функция – выделение конкретных зон и привлечение к ним внимания посетителей. Чаще всего это акцентное (акцентирующее) освещение, а в качестве «зон интереса» выступают стеллажи и витрины с товаром. Если сопоставить по количеству продаж магазины, в которых не используются светильники направленного света, и торговые залы с акцентным освещением, второй тип магазинов заметно выигрывает по сравнению с первым.
    • Третья функция - эстетическая. В это понятие входят самые разные параметры: световой дизайн, внешний вид светильников, способы их группировки и расположение в помещении магазина. В традиционном понимании световой дизайн – это сочетание потоков света, выбор цветовой гаммы и мощности лучей и создание архитектуры освещаемых объектов. В освещении магазинов понятие светового дизайна охватывает гораздо больший спектр задач. Помимо прочего, включается ещё и внешний вид светильников, их взаимное расположение и направление световых лучей.
  13. Мощность общего и акцентного освещения нужно поддерживать в отношении не менее 1 к 2. Но если сфера деятельности этого магазина не связана с продуктами питания, Для неосновных зон (в том числе для проходов между рядами товаров) магазинов обуви, одежды или ювелирных изделий освещения в 300 люкс будет вполне достаточно.
  14.  
  15. В магазинах некоторых брендов светильники для общего освещения не применяются вообще. В них минимальные нормы освещённости для неосновных зон торговых залов соблюдаются при использовании одной только акцентной подсветки. Но это не значит, что последняя - единственно верный или универсальный вариант. В оформлении каждого торгового помещения нужно исходить из его специфики и искать собственный световой баланс, основанный на знании минимального и максимального значений освещённости.
  16. 23

  17. Освещение магазинов одежды
  18.  

    Используется весь спектр осветительного оборудования.

    • Для организации общего освещения магазинов одежды могут применяться металлогалогенные и люминесцентные даунлайты, встраиваемые потолочные люминесцентные, металлогалогенные и карданные галогенные светильники, подвесные металлогалогенные, люминесцентные и галогенные осветительные приборы.
    • Для создания акцентирующего освещения торгового зала подходят металлогалогенные прожектора, трековые системы, галогенные светильники для трека, встраиваемые металлогалогенные светильники с поворотной конструкцией, карданные металлогалогенные и галогенные приборы.
    • Освещённость торгового зала должна быть не менее 300 люкс [лк], а акцентирующее освещение - не более 1500 люкс. Максимальное значение равняется 3000 люкс. Основным ориентиром при разработке концепции освещения является целевая аудитория покупателей, на которую рассчитана торговая марка. С другой стороны, разнообразие технических возможностей даёт простор дизайнерской фантазии и рождает множество вариантов светового дизайна. Вовсе не обязательно использовать только профессиональное осветительное оборудование. Хорошим дополнением к нему могут стать светильники декоративного освещения, бра, люстры, различные световые конструкции и инсталляции.
  19. Примеры торгового освещения для разных видов магазинов
  20.  
    • Освещение магазинов обуви.
     

    Осветительное оборудование, которое применяется в освещении магазинов обуви, аналогично технологиям, используемым в магазинах одежды. Теоретически оно так же складывается из общего и акцентного, но на практике в большинстве торговых залов используется только общее освещение. Для акцентного освещения магазинов обуви применяются металлогалогенные прожекторы, устанавливаемые на шинопровод, или поворотные металлогалогенные светильники. Так же могут применяться карданные светильники с металлогалогенными или галогенными лампами. При освещении магазинов обуви невозможно обойтись без подсветки, которая играет акцентирующую роль. Чаще всего, это люминесцентные светильники, установленные в торговом оборудовании.

    • Освещение магазинов премиум-класса.
    •  

    Как правило, выделяемый на оформление магазинов премиум-класса бюджет больше, чем у торговых помещений эконом-класса. Удается продемонстрировать все возможности последних технических достижений. При разработке концепции основное внимание уделяется потолочным встраиваемым светильникам. Именно они, чаще всего, используются в потолочных конструкциях таких магазинов.

    • Освещение магазинов антиквариата.
    •  

    Антикварный салон – это картинная галерея, музей и магазин элитных товаров одновременно, что и учитывается при разработке светового дизайна. Чаще всего, в качестве подсветки применяются галогенные светильники. Но чрезмерно увлекаться ими не стоит, так как выделение тепла и галогенный свет могут навредить представленным в магазине товарам – предметам искусства, старинным гобеленам, мебели и картинам. Галогенные осветительные приборы негативно влияют даже на качество современных материалов: кожаные изделия под действием такого света растрескиваются, а ткани выгорают. Поэтому использовать их нужно очень осторожно.

     

Москва +7 (499) 377-21-84
с 10-00 до 20-00 пн-сб